ХАРЧЕВСКИЙ Александр Николаевич это:

ХАРЧЕВСКИЙ Александр Николаевич

Начальник Липецкого авиацентра, генерал‑майор

авиации, в СУ‑27 которого в 2000 г. летал президент В. В. Путин.

Имеет 30‑летний стаж «работы в небе».

30.03.2000 г. совершил на сверхзвуковом СУ‑27 полет до Краснодара,

оттуда в Грозный с особым пассажиром за спиной – Президентом РФ В. В. Путиным.

Летели в сопровождении боевого истребителя, за штурвалом которого находился

суперпилот, полковник Александр Петров. Перед А. Н. Харчевским стояла задача:

доставить президента в Грозный, ни в коем случае не производить там

обслуживание машин, через несколько часов вернуться с президентом в Краснодар.

Перед полетом передал В. В. Путину сверток с летной формой. Президент

переоделся и вышел со свертком цивильной одежды. По словам А. Н. Харчевского,

форму заранее не шили, просто он взял в центре комплект требуемого размера:

«Сели в кабину. Путин занял заднее, курсантское место. Конечно, я волновался за

самочувствие особого пассажира. Без охраны, без ядерного чемоданчика, не

представляю, как со здоровьем у человека – нагрузки‑то специфические. За

все отвечаю я один. И все же я осмелился попросить президента сообщать мне о

малейших трудностях с самочувствием. Он кивнул… Выбрал наиболее оптимальный

режим – 12 тысяч метров высота, скорость за тысячу километров… В зеркало

постоянно вижу лицо президента – как огурчик» (Трибуна. 28.04.2000).

Полет продолжался 36 минут. «Кстати, когда сейчас читаю всякие „охи и ахи“ по

поводу даже абсолютной недопустимости подобных рискованных шагов со стороны

президента, скажу одно: наш полет был гораздо безопаснее, чем на Ту‑134

(президентский самолет. – Н. З.). Тому лайнеру требуется сделать

несколько разворотов при посадке, он уязвим, а мы – как шило из облаков, и

задымилась под колесами бетонка „Северного“ в Грозном» (Там же). В

Министерстве обороны выбор на А. Н. Харчевского пал не случайно – настоящий ас.

В 1992 г. прошел серьезное испытание в США: «Летали на военную базу в

Ричмонде. Участвовали в совместных учениях и в условном воздушном бою

переиграли американских летчиков по всем статьям. И они, обиженные, отыгрались

– плохо, по‑непорядочному отыгрались. Когда мы возвращались с учений,

двигатели на двух наших самолетах забарахлили. Мы связались с американцами по

рации и попросили их не бросать нас. Они прикинулись, что не расслышали и

исчезли за горизонтом. Движки заглохли на обеих машинах. Чтобы сохранить

машины, мы направили их вертикально вниз – это способ повторной заводки

моторов, но до высоты не ниже двух тысяч метров. У напарника завелся на высоте

3,5 тысячи, а мой продолжал со свистом падать. Две тысячи… По инструкции я

обязан катапультироваться – до земли считанные секунды. И мотор заработал на

высоте чуть более километра – так что кое‑чего повидали, на себе

испытали… Американцы были страшно удивлены, что мы сумели сохранить машины.

Причина оказалась банальной: мы заправились их горючим, а оно не той

плотности…» (Там же). На обратном пути из Грозного А. Н. Харчевский дал

„пассажиру“ немного порулить, и тот попробовал кренить машину вправо‑влево,

набрать дополнительную высоту. Летели не молча. Президент поинтересовался,

какие проблемы испытывает авиацентр, кто готовил самолет к полету. А. Н. Харчевский

посетовал, что для нормального налета часов требуется около 12 тыс. т

топлива, а дают по 5,5 тыс. На другой день после приземления А. Н.

Харчевскому позвонил один из помощников президента и сообщил: 2,5 тыс. т

бензина отгружено. А. Н. Харчевскому и А. Петрову президент подарил по

видеокамере и вручил свои визитки: «Окажетесь в Москве, запросто звоните».

Техники, готовившие самолет, капитаны А. Пичугин и О. Чуксин, были удостоены

наручных часов. В 2005 г. награжден французским орденом «За заслуги». Сев

в истребитель «Мираж», он выиграл учебный бой у французского аса из

прославленного полка «Нормандия – Неман». В ходе учебных боев с летчиками из

ЮАР выиграл все 36 боев из 36.

Президент Путин на борту истребителя


Путинская энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп. . 2008.

Смотреть что такое "ХАРЧЕВСКИЙ Александр Николаевич" в других словарях:

  • Харчевский, Александр Николаевич — Харчевский Александр Николаевич Дата рождения 9 мая 1950(1950 05 09) (62 года) …   Википедия

  • Харчевский, Александр Николаевич — (род. 1954) летчик истребитель, заслуженный военный летчик России, генерал майор авиации. С марта 2001 г. командует 4 ЦБП и ПЛС в Липецке …   Большая биографическая энциклопедия

  • Харчевский — Харчевский, Александр Николаевич Харчевский Александр Николаевич 9 мая 1950 (59 лет)(19500509) …   Википедия

  • Тютин, Александр Викторович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тютин. Александр Тютин Имя при рождении: Александр Викторович Тютин Дата рождения: 25 ноября 1962(1962 11 25) (50 лет) …   Википедия

  • Список заслуженных военных лётчиков Российской Федерации за 1993 год — Список лиц, которым присвоено звание «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации» в 1993 году. Абрамов, Евгений Борисович, полковник[1] Авдеев, Виталий Витальевич, полковник[2] Амелькин, Геннадий Васильевич, генерал майор[2] Антамонов,… …   Википедия

  • Липецкий центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС — Ниже приводится справочная информация о расположенном в Липецке Центре боевого применения и переучивания лётного состава (ВВС) имени В.П.Чкалова. 4 й Центр боевого применения ВВС (первоначальное наименование) сформирован 19 апреля 1953 года в… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»